Среди
существующих православных учебников закона Божия для детей предложено много
различных опытов подборки и преподавания по сути дела одного и того же
материала. Есть учебники разные по объему и составленные для разного возраста
учащихся. Некоторые книги педагогически опробованы уже давно и доказали свои
достоинства. Что же можно было бы в этой области добавить, что еще интересного
предложить юным читателям?
Первая
особенность, которую нам хотелось бы придать своему труду, это апологетическая
твердость. Мы весьма опасаемся, как бы сведения по священной истории и начатки
православного вероучения не остались у ребенка в том “отделе сознания”, где
хранятся сказки.
Но до какого-то
возраста сказочный и реальный мир у ребенка переплетаются довольно сильно, и до
какой-то поры рано пытаться доказывать ему то, в чем он еще не способен
усомниться. Это обстоятельство как-то само собою определило и возраст отроков,
которым должна быть адресована книга. Это, так скажем, дети изрядного возраста, имеющие уже опыт чтения Детской Библии или
книги “Моя первая Священная история”, или какой-то иной подобной. Это дети,
имеющие и свой первый молитвенный опыт и вообще воспитываемые в православной
среде, или хотя бы знакомые с этой средой. Очень не помешает ребятам какое-то
школьное знакомство с древней историей, а также изучение в школе
естествознания. Короче сказать, условно, в “рабочем порядке”, мы рассчитываем
на читателя 10-13 лет и старше.
А в таком
возрасте перед отроком уже постепенно встает вопрос о собственном принятии
веры, о собственном обращении ко Христу, о своем личном вступлении с Ним в
заветные отношения. Подросток приближается к тому пугающему возрастному порогу,
который хорошо знают все священники и педагоги, к тому часу, о котором родители
сложили невеселую пословицу: маленькие дети спать не дают, а с большими и сам
не уснешь. Еще год-два (а возможно, раньше) и произойдет взрыв авторитетов, под
все твердыни и устои сознания будут подложены бомбы сомнения, подуют ураганы
страстей. Все будет проверяться в подростке на прочность. И прежде всего — его
религиозные устои.
И если мы
обращаемся к ребятам такого возраста, если нам предстоит вскоре борьба за самое
главное и святое в их жизни, то и теперь имеет смысл повести у себя разговор об
этом самом главном. И мы все внимание теперь фокусируем на Иисусе Христе.
Назидательны
многие библейские повествования Ветхого Завета — мы многое из них пропускаем по
сравнению с другими курсами. И без нас есть много хорошо изданных библейских
переложений для детей и юношества. Чрезвычайно назидательны жития святых — мы
также используем здесь лишь немногое из многого. Весьма важно дать детям
первоначальное понятие об устройстве православного храма и о порядке
богослужения; эта тема также входит в курс закона Божия, но мы отлагаем в
сторону и ее. Все внимание обращаем на главное: смысл Священной Истории
человечества, в центре которой стоит наш Искупитель. Все прежде бывшее смотрит
вперед, к Нему, все последовавшее смотрит назад, к Нему же, определяется относительно
Него и мерится Им. И это не только общий план нашего изложения. Так оно и есть
на самом деле. Люди по всему свету до пришествия Христа знали свое
происхождение (хотя бы и смутно) и ожидали Спасителя, предсказывали о Нем (хотя
и не ясно). И в дальнейшем все великие религии мира каким-то образом вынуждены
были определиться относительно Иисуса Христа.
Наши юные
читатели уже теперь могли бы это понять, увидев все величие общечеловеческого
дела Христова, всю его реальность и силу, вместе со своей личной причастностью
к совершившемуся Искуплению человечества. Нам хочется подвести читателя
вплотную к очень важному выбору в своей жизни, к первому личному религиозному
решению, может быть, самому ответственному за всю жизнь. Поставленная цель явно
превышает наши силы, и мы заранее просим прощения и снисхождения, но все менее
масштабные цели, как то: обучение курсу библейской истории, изложение основ
православного вероучения, нравственное христианское назидание верующих отроков,
— решены задолго до нас и решены успешно.
Только видим мы
(вероятно, вместе со многими родителями и педагогами), что даже полное
достижение перечисленных нами и достигнутых другими целей обучения закону Божию
вовсе не гарантирует юношу или девушку от духовного кризиса, от потери веры. Мало
быть прилежным учеником — это все знают. Мало быть при этом даже послушным и
усердным юным прихожанином храма — это сознают, вероятно, не все. А кто по
своему опыту готов с этим согласиться, те вместе с автором томительно ищут того
таинственного “плюс нечто”, без которого ни знания, ни послушание, ни добрый
нрав, ни даже церковный быт — все-таки достаточными для становления христианина
не будут.
Давайте же снова
попробуем вместе.
В этой книге мы
постарались осмыслить и озвучить некоторые незаслуженно отвергнутые и забытые в
библеистике идеи замечательного пастыря Русской Церкви Митрополита Антония
(Храповицкого), а также его рано почившего близкого друга епископа Михаила
(Грибановского). Их евангельские комментарии лично автору этих строк раскрыли
многие недоумения в понимании священных текстов, и сделали это лучше, чем
другие современные толкователи.
Книга рассчитана
не на одно только детское чтение. Мы хотим дать пособие воспитателям и
родителям. Пусть детям при чтении будет ясно не все — мы сознательно идем на
это, надеясь на вашу помощь. Книга рассчитана на совместное ее прочтение вместе
с библейским текстом, на самостоятельное обращение к Священному Писанию,
которое отроку надо привыкать самостоятельно держать в руках. Вместо полной
Библии можно использовать иногда ее детские или юношеские пересказы, в
зависимости от возраста и способностей детей, но все-таки и к подлинному тексту
Писания обращаться нужно.
Важны и вопросы
для размышления, приводимые по ходу изложения в конце некоторых пунктов. Мы
старались составить эти вопросы так, чтобы ответ требовал самостоятельной
мысленной работы учащихся. Эти вопросы, по замыслу, могли бы стать основой для
душеполезной назидательной беседы. Хочется в усвоение закона Божия ввести
побольше самостоятельного творческого труда, побольше сердечного горения.
Использованные
нами литературные источники приводятся в конце книги. По традиции школьной
книги в большинстве случаев мы не даем литературных сносок на каждый сообщаемый
нами факт, заимствованный из этой литературы, иногда лишь приводим прямые
цитаты источников.
По соображениям
удобства издатели предпочли разделить книгу на два тома. В первом томе
содержится ряд отсылок на материал тома второго. Приносим свои извинения за
возникшее неудобство.
ВВЕДЕНИЕ
Дорогие ребята!
Мы начинаем с
вами изучать особый предмет — Закон Божий, который раньше, в православном
государстве, изучался в школе всеми учащимися. И теперь его также необходимо
знать всем ребятам, с детства наученным молиться, ходить в храм и именовать
себя христианами.
Этот предмет
необычный. Цель его не в том, чтобы только запомнить преподанное учение, но
чтобы укрепиться в вере и сделать ее сознательною. А еще важнее — полюбить
христианскую веру и всегда поступать по Закону Божию.
Можно выучить эту
книжку, и несложно ответить по ней на вопросы, так чтобы учитель мог поставить
“пятерку”. Но главный экзамен по этому предмету предстоит каждому из нас при
переходе от земной жизни к вечной. И там от нас потребуется не знание книжки, а
жизнь по Закону Божиему; там спрошены мы будем о том, как верили, как ценили
свою веру, по ее ли заповедям поступали, слушались ли голоса совести, к Богу ли
направляли главные стремления своего сердца.
Закон Божий —
самая важная для жизни наука, которая научит нас, кто мы, откуда произошли и
для чего мы живем, к чему больше всего должны стремиться. На все эти вопросы
отвечает нам наша вера в Бога. И чтобы дойти до этих ответов, нужно научиться
верить в Бога основательно и разумно.
Откуда взялась
вера в Бога?
Почти все люди на
земле испокон веков верили в Бога или в богов и знали о том, что существует
духовный мир. Божеством или божествами почитали именно то, что относится к
этому духовному миру. Мир духовный отличается от вещественного тем, что
духовное нельзя ни увидеть, ни услышать, ни потрогать. Но если духовное никак
нельзя ощутить, то откуда же люди узнали, что оно существует? Ответ прост: люди
узнали это, глядя внутрь самих себя.
Всякий человек
способен думать, мыслить, соображать. Наши мысли существуют и очень влияют на
нашу жизнь, на наши поступки, но разве можно увидеть или пощупать саму мысль?
Мысль можно высказать словом, а слово можно услышать, но говорим и слышим мы
именно слова, а не мысли. Значит, мысли наши, ум наш относятся к жизни духа.
У всякого
человека, кроме мыслей, есть чувства и привязанности, бывает всякий раз
определенное настроение. Можно ли их увидеть, ощутить, потрогать? Тоже нет. Мы
гуляем в погожий день и смотрим на красивые цветы. Нам становится радостно на
весь день, даже после того, как всей этой красоты уже нет перед глазами. Цветы
можно увидеть, и улыбку нашу тоже можно заметить, но саму радость нашу увидеть
нельзя.
Мы любим
родителей и друзей. С ними можно общаться, их можно увидеть и услышать, но
любовь нашу к ним увидеть нельзя; она лишь отчасти проявляется в наших
поступках.
Нас иногда мучает
совесть, если мы сделаем что-то дурное. Наши проступки видны, их можно иногда
даже исправить, но совесть нашу увидеть нельзя, хотя она способна сильно мучить
согрешившего человека.
Вот все эти
невидимые, но явно существующие наши мысли, чувства, желания, угрызения совести
относятся к жизни не тела, а души. У нас есть душа, всякий человек ощущает
жизнь своей души. И задумывается: откуда она могла в нас взяться?
Мы знаем, что
вокруг нас ничего не бывает без причины. И причина всегда содержит в себе свое
следствие, все то, что из нее вытекает. Без железа не сделаешь топора, а без
муки не выпечешь хлеба. Откуда же взялась в нас душа, если никакое существо в
окружающей нас природе не обладает человеческой душой? Никакое существо не
способно так мыслить и чувствовать, как человек. Откуда же в нас наш разум,
сердце и душа? В мире невидимом тоже должны быть свои причины.
Причина нашей
души — Бог, сотворивший ее. Рассматривая свою душу, человек приходит к тому,
что она должна иметь начало от Бога. А Сам Бог, творящий духовное, должен быть
также Духом. Наша душа ощущает свое несовершенство, наши мысли слабы, знания
ограниченны, чувства непостоянны, радости наши быстро исчезают, а стремление
нашей совести к добру также, к сожалению, долго не держится. Но в то же время в
человеке есть необоримое стремление к глубокому знанию, высокому добру, к
совершенной радости и любви. Откуда оно, если не от Бога? Только от Него, от
Бога Всеведущего, знающего все, от Бога Милостивого ко всем Своим созданиям, от
Бога Всеблаженного и Святого, от Бога, постоянного и всесильного во всех Своих
совершенствах.
Конечно, Бог
создал не только нашу душу. Он дал нам и прекрасно устроенное тело, Он поселил
нас в премудро и богато украшенном мире — на нашей земле, под солнечным небом.
Рассматривая окружающий мир или пытаясь понять устроение собственной души или
пытаясь понять устроение собственной души несложно прийти к тому, что Бог
существует. Потому-то так легко и естественно человеку верить в Бога.
Вера и знание
Вы спросите: если
так, то почему многие все-таки в Бога не верят? Неужели они не задумываются,
откуда взялись их мысли и чувства, или откуда взялся столь премудро устроенный
мир?
Отчасти верно и
то, что такие люди, действительно, не слишком усердно задаются такими
вопросами. Но все же это не единственная причина неверия.
Человек не все
знает об окружающем мире и никогда не будет знать всего. Поэтому и на вопрос,
откуда взялся мир и наша душа, неверующий всегда сможет ответить: этого мы еще
не знаем, наука пока не открыла, но мы верим, что она это откроет и все можно
будет объяснить без участия Бога.
Таким образом,
всегда остается место вере. Только верующие знают, что это Он устроил мир в
премудром порядке, а неверующие в Бога верят в то, что так получилось само
собой. Их вера в отсутствие Бога ничуть не слабее нашей веры в Него. Но от
этого ни та, ни другая вера не становится знанием.
Бог специально не
дал нам самых решительных доказательств Своего бытия. Он оставил место нашей
вере. Потому что веровать в Бога значит гораздо больше, чем только знать о Его
существовании. Веровать в Бога — значит, стремиться к Нему, искать общения с
Ним в молитве, выполнять Его заповеди. Это трудно, и Бог желает, чтобы мы
стремились к Нему сами, непринужденно. А это возможно, только если мы верим в
Него. Тогда и сама наша вера, доставшаяся нам не без труда, приучает нас любить
Господа и благоговеть пред Ним. Простое знание о Боге этого не дает.
Откровение Божие
Вера в Бога —
такая же естественная потребность нашей души, как для тела — потребность в
питании или отдыхе. Но подобно тому, как питаться все люди привыкают
по-разному, и отдыхать тоже, так и в Бога веруют все по-разному, представляя
Его себе по-своему. А потому, несомненно, часто ошибаются в своих религиозных
исканиях и понятиях. Если Бог действительно существует, то противоречивые
учения о Нем не могут быть истинными все сразу. Истинно только одно из этих
учений. Какое же?
Иногда учитель
объясняет вам новый урок при помощи одних вопросов, подталкивая ваши мысли к
тому, чтобы вы сами поняли что-то новое. Но такое удается далеко не всегда.
Кое-что нужно рассказать вам по порядку, потому что вы никогда не додумаетесь,
если не знаете. И обычно самые важные знания должен сообщить учитель.
Вот так и Бог
поступил с родом человеческим. Он наделил человека разумом, с помощью которого
человек может сам кое-что познать о себе и об окружающем мире. Таковы все
научные сведения. Среди всех человеческих знаний они подобны той части урока,
которую ученики постигают самостоятельно, без прямого объяснения от учителя. Но
этого недостаточно. Есть такие области знания, где человеческий разум без
Божией помощи совершенно бессилен.
Бог Сам открыл
людям то наиболее важное, что мы можем и должны знать о Нем. Без этих знаний,
которые называются Откровением Божиим, нам было бы невозможно узнать о Боге и
обратиться к Нему. Ведь Он не только создал нас, Он поставил нам и цели жизни;
Он смотрит, как мы их достигаем, и постоянно принимает в нашей жизни участие.
Иногда Он невидимо устраивает путь жизни всякого человека, но этого
недостаточно. Без знания Божиего Откровения человек не найдет Бога и не сможет
общаться со своим Создателем, а это для нашей души просто пагубно. Без особого
Божиего откровения, одними своими силами человек может понять только, что у
него самого есть душа, и что есть Бог, который служит началом и ей, и всему
миру. Но дальше наш слабый ум не в состоянии проникнуть в предметы духовные.
Библия —
Откровение Божие
Когда вы только
что вышли из младенческого возраста, родители сообщили вам самые начальные
знания о вас самих: сколько вам лет, и в какой день вы родились, как зовут вас
и их самих, в каком городе или селе вы живете и какому народу принадлежите.
Маленький человечек никак не узнает, кто он и откуда взялся, пока ему об этом
не расскажут.
Так и все
человечество не знает и даже неспособно само узнать историю своего
происхождения, если Бог нам об этом не расскажет Сам, как любящий Отец Своим
детям. И вот такое знание о самом первоначальном происхождении человека содержится
в Библии. И разговор о законе Божием мы начнем именно с ее первых страниц. Они
так же важны для каждого верующего, как для младенца, который учится говорить,
важны его первые слова: мама, папа, дай и прочие.
Но почему именно
Библию считаем мы словом Божиим? Может быть, верные сведения о возникновении
мира и человека может дать нам какое-то иное писание, которое в других религиях
почитается священным? Это вопросы важные, к ним мы еще не раз вернемся, изучая
библейскую историю. Пока же ответим кратко. Мы верим Библии вместе с огромным
большинством человечества, которое исповедует Единого Бога. Почти все, кто
понимает, что Бог Един, признают и Библию. Но этого мало. Даже те, кто верят в
множество богов (таких людей именуют язычниками), пересказывая свой взгляд на
раннюю историю человечества, зачастую повторяют библейские события, только в
сильно искаженном виде. Ранняя библейская история — это совокупное знание всего
человечества, но сохранение и правильное понимание этих исторических событий
невозможны без Божиего Откровения.
Представьте себе,
что вы пишете в школе изложение. Учитель читает вам какой-то рассказ, а затем
каждый из ребят записывает его, как сам понял, как запомнил. Вы знаете, что
двух одинаковых изложений не бывает. Кто-то перескажет лишь основные события,
кто-то напутает и в этом пересказе, а иной, более внимательный, отметит не
только события, но и настроения действующих лиц. Один просто запишет, что герои
рассказа поссорились, другой сумеет понять, почему это произошло, как они
переживали свою ссору. Третий же, быть может, и от себя присочинит то, чего не
было в самом рассказе. Но если после урока вам зачитать еще раз сам исходный
рассказ и одно из ваших изложений, всякий из вас без ошибки поймет, где
подлинный текст, а где его пересказ.
Вот так и
различные народы (язычники) в своих священных преданиях о прошлом как бы писали
изложение истории людей, причем в этой записи приняло участие много поколений
наших предков в продолжение целых веков. Часто записи утрачивались и
передавались от отцов к детям только устно. Люди все более отдалялись от тех
древних событий, а ошибки и неточности в рассказах все нарастали, прошлое в
умах людей все больше превращалось в сказку и легенду. Дальше по ходу дела мы
постараемся сличить эти сказания, и вам самим станет ясно, что в Библии дан
подлинный рассказ, а в других писаниях — его искаженное и криво понятое
изложение. Почему мы так утверждаем? Потому что только Библия связывает события
ранней истории понятиями греха и добродетели, наказания и покаяния, и мы верим,
что только на таком языке говорит с нами Бог. Ему не безразлично, грешим мы или
каемся, творим зло или добро. За грехи Бог наказывает людей, за добродетели
милует. Тем, кто верует в Единого Бога, открывшегося людям в Библии, это ясно.
Язычникам же эти нравственные понятия малодоступны и неприятны и в их рассказах
о грехах людей и небесных наказаниях за эти грехи говорится немного. Потому
основная суть Библии проходит мимо языческого сознания.