Наша статья «Белая
идея и красная стихия» (УЛ№35) вызвала
ряд возражений читателей. Нам указали, что Белое Движение было немонархическим,
или даже прямо республиканским, не церковным, узко сословным, оторванным от
народа, что белые правительства и тылы были переполнены февралистами и масонами
и прочими лицами левых убеждений, что все Движение сильно зависело от
иностранных держав. А потому общий вывод наших критиков таков, что Белое
Движение изначально было предопределено к поражению, как дело заведомо
безнадежное, не имеющее ни народной поддержки, ни помощи Божией.
Попробуем
разобраться с этими возражениями по порядку.
1. Состав Белого
Движения.
Чтобы далее не
путаться с оценками, нужно сразу более четко определиться, кого можно считать
белым в строгом смысле слова, а кого нельзя. Лишь после этого можно будет
сказать, по адресу ли направляется критика. Для этого полезно взглянуть на
противоположную, красную сторону. Мы увидим, что большевики с самого начала
очень четко различали своих от «попутчиков». Последних никогда не путали с
первыми, никогда им ни доверяли, хотя и заигрывали с ними в нужное время.
Использовав «попутчиков» на каком-то этапе в своих целях, большевики потом без
всякой благодарности и пощады ликвидировали их своими или чужими руками.
«Попутчиками» большевиков, начиная с октябрьского переворота 1917 г. и до конца
Гражданской войны были и разные левые партии (анархисты, эсеры, максималисты и
т.п.), и всевозможные националисты (от прибалтийских до кавказских), и разные
социальные слои и группы (от крестьян до бывших офицеров и чиновников – «старых
спецов», взятых на службу коммунистическому режиму). В сумме все это составляло
красную коалицию под железной большевицкой властью, хотя, конечно, настоящих
старых большевиков, «швейцарского образца», в ней было немного.
Если мы с этой
точки зрения посмотрим на антибольшевицкую коалицию, то увидим, что
по-настоящему белые составляли в ней меньшинство. Белые – это те, кто
принципиально и последовательно, от начала до конца боролись с ком. режимом,
отвергая всякие компромиссы и предпочитая смерть сдаче в плен. Невозможно
считать белыми ни тех, кто в ходе самой гражданской войны перешли на сторону
красных и служили в их войсках, ни тех, кто отсиживались в тылах, обделывали
свои личные дела и были первыми среди беженцев за границу. Ни перебежчики, ни
шкурники, ни тыловые хищники, ни политиканы и интриганы белыми считаться не
могут. Это были лишь «попутчики»,
как и у большевиков, с той только существенной разницей, что большевики до самого
конца выжимали все соки из своих «попутчиков» и потом столь же безжалостно
расправлялись с ними. «Попутчики» же Белого Движения примазались к нему, когда
оно достигло определенных успехов, попытались воспользоваться им в своих целях,
а затем предали и бросили его, как только обозначились первые неудачи. Этих
«белых попутчиков» наказали потом не белые, а те же самые красные,
расправившиеся с ними, как и со своими «попутчиками».
Между тем, именно
попутчикам Белого Движения с их деятельностью, партийной принадлежностью и,
главное, нравственным обликом, направлено большинство претензий со стороны
критиков Белого Дела. Не отрицая справедливости всей этой критики в частностях,
скажем только, что даже если эти попутчики порой и занимали высокие посты в
Белом тылу, в собственном смысле слова белыми они не были. Не они начинали
белую борьбу в полном одиночестве, не они оканчивали ее, когда были исчерпаны
все возможности к ее продолжению. Поэтому, строго говоря, нельзя считать белыми
Кубанское или Донское правительство, вредившее главкому Юга России ген.
Деникину и своей деятельностью подготовившее Новороссийскую катастрофу. Как
считать белым премьера Сибирского правительства Пепеляева, если он предал на
расправу адм. Колчака? То же самое можно сказать про деятелей Северо-Западного
правительства, навязанных ген. Юденичу англичанами, или про премьера Северного
правительства Чайковского, который приехал на все готовое из Англии и уехал
обратно, как только обозначились неуспехи. Многие политические аферисты и
дельцы, хотя бы они занимали и высокие должности, ничем своим не пожертвовали
для Белого дела, но напротив, искали своей личной выгоды. Таковых можно считать
лишь случайными союзниками белых, которые в целом принесли более вреда, нежели
пользы.
Невозможно
причислить к белым и большинство представителей крупной российской буржуазии.
Ген. Деникин отмечает, что от крупных предпринимателей Юга России он не получил
никакой бескорыстной материальной помощи, даже минимальной, а только деловые
предложения. Адм. Колчак подобное же положение в Сибири с горечью подытожил
так: «у меня есть Пожарские, но нет Мининых». Интересно выражение
старообрядца-миллионера Рябушинского, действовавшего в тылах армии Деникина.
Этот активный деятель Февраля говорил так: «мы тоже большевики, только те –
красные большевики, а мы белые большевики». Но поскольку белых большевиков в
природе все-таки быть не может, то эта фраза значит, что крупные
предприниматели («мы») были только попутчиками белых, но никак не белыми.
Если же теперь
получается, что ни большинство членов белых правительств и администрации, ни
большинство «общественности», шумевшей в тылу от имени белых, ни большинство
промышленников белыми не были, то кто же тогда ими были? Только генералы и
офицеры, юнкера и кадеты? Конечно, в первую очередь они, как первые, взявшие
оружие и пошедшие в неравный бой с большевизмом. Но не только они.
Белое Движение
было всесословным, народным, хотя, к
сожалению, не стало всенародным. В
нем, кроме представителей интеллигенции, участвовали и многие выходцы из
простого русского народа.
Солдаты
Кавказского фронта, составившие Самурский полк, или шахтеры Донбасса,
мобилизованные в Дроздовскую дивизию, о которых упоминает ген. Туркулл,
сражавшиеся честно и до конца, были, конечно, белыми. Крестьяне Харьковской
губернии, призванные в Белозерский полк, о которых упоминает ген. Штейфон,
также доблестно выполнявшие свой долг, были белыми. Казаки бригады ген.
Гусельщикова, наиболее доблестной в Донском войске, которых ставит в пример
прочим ген. Краснов, были настоящими белыми. Такими же были казакиКубани, всенародное восстание которых
описывает ген. Шкуро, и оренбургские казаки атамана Дутова. Псковские рыбаки,
составившие доблестный Толабский полк Северо-Западной армии ген. Юденича,
поморы Северного края из армии ген. Миллера, особенно прославившиеся крестьяне
Шенкурской волости, рабочие Ижевского и Воткинского заводов, бывшие в числе
лучших в армии ген. Колчака, - все это были представители самого что ни на есть
трудового народа, а не какой-то сельской полуобразованщины или босяков. Причем,
в отличие от многих белых интеллигентов, отошедших от веры и церкви, это были
вполне церковные православные люди.
И вся беда в том,
что таких-то в общей массе русского народа оказалось незначительное
меньшинство…
2.Партийная принадлежность.
Что касается
партийной принадлежности подлинных участников Белого Движения, то о ней можно
говорить лишь условно, ни в коем случае не навешивая партийных ярлыков.
Существовавшие в России до революции партии сформировались по отношению к существующему царскому строю: одни партии этот строй
поддерживали, другие стремились реконструировать, третьи прямо его расшатывали
и подрывали, кто легальными методами, а кто и нелегальными. Именно относительно
царского престола строилась и стратегия, и тактика, и кадровая политика всех
партий. После падения монархии и установления большевицкой диктатуры все
прежние партийные программы утратили свой смысл. Коренным образом должно было
измениться все политическое мышление. Теперь в центр встало отношение к большевицкому
режиму: или признание его и служение ему, или борьба с ним до конца. Прежние
партии при этом потерпели раскол и распались по причине того, что их члены,
каждый лично и отдельно, решили для себя этот вопрос по-разному. На множестве
отдельных биографических примеров того времени мы видим, как одни пошли на
службу большевикам, несмотря на свои недавние правые взгляды, которые они
постарались поскорее забыть, а другие наоборот, пошли бороться с большевиками,
оставив свои недавние левые заблуждения. Поэтому правильнее говорить о бывших
кадетах в правительстве Юга России, чем о кадетском правительстве. Тем более,
что такие его деятели, как например, проф. Соколов, бывший кадет, был привлечен
к работе ген. Деникиным в качестве профессора государственного права
С-Петербургского университета, т.е. как профессионал, а не как партийный
деятель.
Сам ген. Деникин
именовал своих гражданских помощников «национально-демократическими
элементами», в отличие от интернациональных и сепаратистских. Такое распределение
политических ориентаций лучше соответствовало периоду Гражданской войны.
Подобным же образом, по деловым качествам, а не по партийной принадлежности,
подбирал себе помощников ген. Краснов и другие белые вожди.
Белое движение
упрекают в том, что оно было демократическим. Действительно, по составу, по
инициативе, идущей снизу, а не сверху, Белое Движение было народным, а потому
его скорее можно назвать демократическим, нежели бюрократическим или
аристократическим. Представителей прежней высшей бюрократии или титулованной
знати в нем было очень мало. В распадающейся на части стране, лишенной своей
государственной власти и всех средств государственного управления, Белое
Движение не могло быть иным, как начатым энтузиастами на местах, пытающимися
привлечь народное сочувствие и поддержку. Оно и было на первом этапе движением
добровольческим. И позднее, когда белые освободили целые области, они, не имея
своего государственного аппарата, пытались опереться на местное самоуправление,
восстанавливали выборные, т.е. демократические учреждения. Не вина, а беда их в
том, что наполнившие эти учреждения «попутчики», лица, большей частью
недостойные, превратили все эти круги, рады и думы в места для обустройства
личных дел или, еще хуже, в трибуны обличения самого Белого Движения. Не будучи
движением ни партийным, ни сословным, белые опирались на тот народ, на тех
людей, которые были налицо, ожидая от них поддержки и предоставляя им в этом
довольно широкую инициативу. Удельный вес участника Белого Движения определялся
его вкладом в общее дело. Если бы большинство прежних правых деятелей вместо
брюзжания по салонам приложили свои силы и знания к организации гражданской
администрации и белого тыла, они имели бы большее право голоса и в других
вопросах. Если бы большинство крестьянства, вместо содействия всяким
повстанческим «зеленым» бандам, более активно участвовало в Белой Армии, в
местном самоуправлении и хозяйственной жизни, то оно могло бы более активно
влиять на политику белых правительств и в других отношениях.
3. Движение за
национальную государственность.
К сожалению,
многовековая опека государства, царской администрации, отучила многих русских
людей от свободной и сознательной государственно-строительной деятельности.
Русский человек отбывал государственную повинность, не сочувствуя ей, а то и
тяготясь ею, часто смотря на государственный долг лишь как на препятствие к
обустройству личной жизни. По мере того, как государство с конца XIX века давало русским людям все большую свободу:
личную, хозяйственную и общественную, большинство русских людей использовали
эту свободу в оппозиционных и даже разрушительных целях. В политической жизни
наибольшей популярностью пользовалось то, что отрицало русскую монархию,
империю, русское государство и его историю вообще. В этом отрицании сходились и
умеренные либералы-западники, и полуобразованные нигилисты-анархисты.
В общественной
жизни предреволюционной России самым модным явлением был протест против
существующего строя от сравнительно безобидного фрондерства, типа бойкота
лекций в университетах, до зловещего терроризма. Известно, что все эти акции
организовывались международными революционными центрами и финансировались
международными банкирами. Но страшно то, что эти мероприятия, направленные
против русского государства, вызывали сочувствие и одобрение у множества
русских людей, не считавших этого государства своим.
В революцию 1917 г. эта анархическая
стихия разлилась во всей своей силе. Государство развалилось за несколько
месяцев. По выражению В. Розанова, «Русь наша слиняла буквально в два дня – и
не осталось ничего». И позднее, по наблюдению ген. Деникина, соблазн анархии,
безвластия, беззакония, полной безнаказности за любые преступления оказался для
большинства людей сильнее, чем голос совести и призывы о спасении Родины.
Поэтому
справедливо сетование Деникина и других участников Белой борьбы на отсутствие
патриотизма в большинстве простого русского народа. Официальный, казенный
патриотизм, насаждаемый сверху, окончательно рухнул в феврале (а у многих и
задолго до этого), а своего личного, выношенного осознанного патриотизма у
людей не оказалось. Поэтому одни подались к анархистам и бандитам, к
сепаратистам всех мастей, другие поверили, что будущее за государственниками
нового типа – большевиками, и пошли к ним.
Белое же Движение
было прежде всего борьбой за
национальную русскую государственность, как таковую, за национальную
независимость страны, ее суверенитет и территориальную целостность. В этом
качестве оно вело борьбу против интернациональных преступников (по-современному
– международных террористов), захвативших власть путем вооруженного переворота.
Белое Движение противостояло и различным национал-сепаратистам – украинским,
прибалтийским, кавказским.
Когда критики из
православного лагеря упрекают Белое Движение в том, что цель его была слишком
узкой, мелкой и «недуховной», то они забывают об огромной важности
государственной власти по воздействию на все сферы жизни людей, в том числе на
духовную. Недаром Ленин считал, что главный вопрос революции – это вопрос о
власти. И большевики наглядно показали, что они могут сделать с русским народом
и церковью, имея в своих руках государственную власть.
Сам русский народ
(как, видимо, и другие) сформировался в рамках своего государства, в процессе
строительства его, в многовековых войнах по защите его от иноверных и иноземных
захватчиков. Русское государство всегда, в том числе и в имперский период,
служило, по выражению архим. Константина (Зайцева) футляром, который хранил
Святую Русь, т.е. Церковь, христианский уклад и быт, нравственность и культуру,
самую душу народа. После слома государственного футляра враги Христовы получили
возможность беспрепятственно уничтожить и растлить все его содержимое.
4. Движение за
правовое государство.
Белые правительства
прежде всего пытались восстановить на освобожденной ими территории нормальную
человеческую жизнь, законность и правопорядок, права личности, свободу
общественной, церковной и хозяйственной жизни, уничтоженные прежде большевицким
режимом. Конечно, при этом накладывались ограничения, диктуемые военным
временем. В реальности осуществить удавалось не все из-за противодействия одних
людей, стремившихся извлекать личные выгоды из революционного хаоса и саботажа
других, не желавших идти на трудную жертвенную работу. Но принципиально все белые
правительства: и адм. Колчака, и генералов Деникина, Миллера, Юденича,
Врангеля, Дитерихса, стояли на уважении к закону и правосудию, на признании
прав и собственности лиц и обществ. Все белые правительства пытались, хотя и с
разным успехом, пресекать насилия, грабежи, самосуд и всякое беззаконие. Этим
они принципиально отличались от большевиков, у которых произвол и беззаконие
были возведены в систему, и которые не выполняли даже своих собственных
законов, начиная со своей конституции.
В этом отношении у
русских людей ярко проявился кризис правосознания, о котором подробно писал
проф. Ильин. Здоровое правосознание человека выражается внешне в уважении к
закону, к чужому труду, собственности и правам, в точном понимании своих прав и
обязанностей. Здоровое правосознание зависит не от юридического образования, а
от нравственности и религиозности человека. Искренне верующий и живущий по
заповедям Божиим непременно имеет и здоровое правосознание, и из таких людей
строится нормальное человеческое общество. И наоборот, человека, не имеющего
здорового правосознания, не уважающего чужих прав, чужого труда и
собственности, не желающего никому подчиняться, невозможно считать верующим. И
вот, оказалось, что большинство простонародья больше сочувствует большевицкому
беззаконию, кратко выраженному в лозунге «грабь награбленное», чем попыткам
белых правительств навести порядок, толкуемый как «возврат к старому режиму».
Этот страх «старого режима» привел большинство народа к оппозиции Белому делу и
загнал под чудовищное ярмо нового режима – коммунистического.
Итак, Белое
Движение боролось за:
1) Русскую
государственность против разрушителей России – большевиков и сепаратистов;
2) национальную
русскую культуру, русские традиции и быт, против интернациональных
разрушителей;
3) законность и
порядок, против произвола и беззакония;
4) свободу веры и
церкви, против агрессивного богоборчества;
5) права личности,
семьи, общества, за нормальную человеческую жизнь, против непризнающих
социальных устоев и традиций политических преступников, захвативших власть в
России.
При этом Белое
Движение было не классовым, не сословным и не партийным, а все-таки народным,
хотя и не стало всенародным. Это Движение имело все необходимые предпосылки,
чтобы стать началом воссоздания русской национальной государственности и
общественной жизни. Более широкое участие народных сил могло бы исправить по
ходу работы все ошибки и преодолеть «болезни роста». К сожалению, этого не
произошло. Во всяком случае, очевидно, что те, кто оказались против белых,
сделали свой выбор не по каким-то добрым побуждениям, а или из страха красных
репрессий, или в поисках выгоды, или же по своей одержимости бредовыми,
сатанинскими идеями коммунизма, отнявшими у них всякую способность отличать
добро от зла.