За евангельское православие

Категории раздела

Позиция
Основы веры
Богословие Пасхи
История
Архив публицистики
Креационизм
Педагогика
К неправославным христианам
Недавние работы

Статьи

Главная » Статьи » Креационизм

ЛОЖЬ “ПРАВОСЛАВНОГО” ЭВОЛЮЦИОНИЗМА

ЛОЖЬ “ПРАВОСЛАВНОГО” ЭВОЛЮЦИОНИЗМА

 

Сегодня, в конце второго тысячелетия от Рождества Христова, Святая Православная Церковь лицом к лицу встретилась с теорией эволюции. Эволюционное учение, обладая абсолютным господством в науке в течение полутора сотен лет, ныне тихой сапой пытается проникнуть и в церковную ограду. Надо заметить, что это уже не первая попытка. Еще свт. Феофан Затворник в свое время (XIX век - ред.) предостерегал своих чад от этого ядовитого околонаучного суррогата: “Во дни наши россияне начинают уклоняться от веры: одна часть совсем и всесторонне падает в неверие, другая отпадает в протестантство, третья тайком сплетает свои верования, в которых думает совместить и спиритизм, и геологические бредни с Божественным Откровением” [цит. по 6, выд. С.Ш.]. В наши дни эволюционизм уже совершенно открыто и нагло врывается в жизнь народа Божия. Эволюции уже мало студенческих аудиторий и школьных классов, сегодня она рвется уже на церковный амвон, в православные гимназии и даже семинарии.

29-30 октября 1999 г в актовом зале Российского Православного Университета св. ап. Иоанна Богослова состоялось совещание на тему “Преподавание в православных школах вопросов творения мира, жизни и человека”. Одним из основных вопросов совещания было обсуждение книги свящ. Тимофея “Православное мировоззрение и современное естествознание”. (Ни автор, ни редактор даже не были поставлены в известность об этом совещании - ред.). Хотелось бы, поделившись своими впечатлениями от всего увиденного и услышанного на этом совещании, поговорить о смертельно опасном для Православия еретическом учении, которое можно назвать “православный эволюционизм”.

В первую очередь необходимо отметить, на мой взгляд, весьма тенденциозный подбор докладчиков. Среди выступавших не было ни одного ученого или специалиста, придерживающегося креационистских воззрений, если не считать, конечно, о. Константина Буфеева, геолога по образованию, выступившего с докладом, кстати говоря, вопреки программе совещания, и о. Олега Петренко, бывшего ученого-физика. Зато эволюционисты постарались вовсю, привели настоящую систему залпового огня. Судите сами: Ефимов А.Б., если не ошибаюсь, сотрудник Института физики Земли; Флоренский П.В. д.г-м. наук, проф. Гос. академии нефти и газа им. И.М. Губкина; Панкратов А.В., проф. Московской геолого-разведочной академии; отец и сын Гоманьковы, а также Северцов А.С., зав.каф. эволюционной теории и проблем дарвинизма биофака МГУ, правда не присутствовавший на совещании собственной персоной, а приславший лишь свою рецензию на книгу о. Тимофея.

Цель выступлений всех вышеупомянутых господ была совершенно недвусмысленной: опорочить креационизм, представить его в глазах православной общественности бредом, не имеющим ничего общего ни с настоящей наукой, ни с Православием, этаким плодом дикого невежества и мракобесия, а кроме всего прочего, еще и попыткой протестантизма подорвать Православие. В адрес креационизма и креационистов потоком лились оскорбления и ругательства, насмешки и обвинения во всех мыслимых и немыслимых заблуждениях. И надо сказать, наши доморощенные эволюционисты отнюдь не являются первопроходцами в этом деле; их западные собратья уже не один десяток лет пытаются задушить честных ученых, посмевших восстать против абсолютного засилия эволюции в науке и образовании. Достаточно почитать книгу известнейшего ученого-креациониста Д. Гиша [7] , который приводит многочисленные факты настоящей травли креационистов, чтобы убедиться в справедливости моих слов. Вся научная пресса всего мира полностью контролируется эволюционистами. Ложь, клевета, подтасовки - вот методы, с помощью которых эволюционисты пытаются расправиться с ненавистным им учением. И это, между прочим, на свободном Западе. Что же говорить про нас?

Не обращая внимания на ругань, попытаемся ответить на некоторые обвинения. Сделать это крайне необходимо для того, чтобы православные христиане получили хоть какое-то, пусть слабое, представление о положении дел в современной науке на Западе. Да-да, именно на Западе, ибо у нас в науке с критикой эволюции положение такое же, как в 1937 году, разве что в тюрьму не сажают. Эта правда о креационизме и эволюционизме позволит христианам сделать осмысленный выбор между святоотеческим Православием и новоизмышленным плодом лжеименного разума.

Итак, начнем. Креационистов обвиняют в научной некомпетентности, безграмотности и невежестве. Эволюционисты стремятся так представить своих оппонентов, что у непосвященных может сложиться впечатление, будто креационисты представляют собой сборище дилетантов, невежд и недоумков. Прозвучали эти обвинения и на совещании. Это утверждение - абсолютная ложь и клевета. Среди ученых-креационистов - физики, химики, биологи, геологи, математики, представители различных отраслей науки. Специалисты и доктора философии, получившие, кстати, свои научные степени в государственных учреждениях и университетах, а не в каких-нибудь самопальных (самодельных - ред.) креационистских колледжах и организациях. Вот, например, данные о квалификации ученых-креационистов, приводимые Генри Моррисом: “ Общество креационных исследований насчитывает более тысячи членов, все доктора (по нашему - кандидаты- ред.) наук. В Институте креационных исследований постоянно работают девять ученых; периодически к ним присоединяются еще 18; 25 из них имеют докторские звания известных университетов. Кроме того, в стране существует более сотни других креационных организаций, и в каждой есть несколько ученых. Подобные учреждения имеются помимо США еще в 25 странах”. [ предисл. к 7].

Правда, некоторые эволюционисты вынуждены порой признать научную компетентность креационистов, потому что иногда ничего другого и не остается. Так Н. Элдредж, куратор Американского музея естественной истории, участвовавший в публичных диспутах с креационистами, пишет: “Сегодня креационисты, по меньшей мере, большинство их ораторов - высокообразованные интеллектуальные люди” [7, стр.17]. В этих диспутах, как признает Элдредж, креационисты почти всегда побеждают.

Еще одна неправда: креационизм, дескать, это протестантское, неправославное учение. Да, конечно, креационизм развивался на Западе, в основном учеными, по вероисповеданию протестантами. Ну и что из этого, собственно говоря. Теорию относительности, как известно, создал иудей. Закон Архимеда открыл язычник. Значит ли это, что, залезая в ванну, мы покланяемся Зевсу или Аполлону? Колесо изобрел человек, шут его знает, каких убеждений. Что же нам теперь отказаться от всего этого? Думается, что нет. Но, тем не менее, православных эволюционистов смущает, что среди креационистов очень много протестантов. Хотелось бы заметить, что среди эволюционистов абсолютное большинство - либо откровенные безбожники, либо люди совершенно равнодушные к религии. Но это православных эволюционистов не смущает нисколько. Деятельность ученых-креационистов важна именно как деятельность ученых. Научные открытия, сделанные или используемые учеными, исповедующими протестантизм, никак не могут повредить нашей православной совести. Разве утверждение доктора философии Стивена Остина, основанное, кстати, на научных фактах, что Большой Каньон в США мог образоваться не в течение миллионов лет, а в краткий период Великого Потопа,- вносит хоть одну лишнюю букву в Никео-Цареградский символ веры? Отнюдь. Дело в том, что научные данные, которыми оперируют ученые-креационисты, могут лишь свидетельствовать о премудрости Творца; ничего антиправославного в них нет и быть не может. Окаменевший пень будет ли богохульствовать? (Имеется ввиду палеонтологическая находка, а не профессор эволюции - ред.). Православный христианин должен относиться к научному креационизму так же, как например, к теореме Пифагора. Нет здесь ничего протестантского.

Другое дело, если креационист-протестант вздумает богословствовать (и выдвигать при этом какие-либо еретические идеи - ред.). Тогда, разумеется, мы вполне вправе будем сказать: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? (Деян. 4.19) . Научные же данные и представления креационизма очень даже могут помочь утверждению в истинной вере душ неокрепших. Ведь никто же не призывает запретить науку. Просто она должна занять свое место в сознании верующего. Будем помнить, что, например, такой праведник, как преп. Нектарий Оптинский, убеждая некоторых своих посетителей в истинах веры, никогда не чурался науки, считая, что “науки приближают человека к истинному знанию”[2,с.38], а креационизм в этом отношении - самое непротиворечащее православной вере научное знание.

Кроме того, креационистов часто обвиняют, что у них нет положительной программы, что все у них строится лишь на огульном отрицании эволюции. Да будет известно, креационизм, как научное течение, существует гораздо дольше эволюционизма. Более того, в начальный период науки ничего, собственно говоря, кроме креационизма не было. А это значит, что ученые, осмысляя и изучая окружающий мир, строили свои концепции лишь на основе законоположений креационизма. Помешали ли креационистские воззрения развитию науки? Нисколько. Ученые креационисты внесли гигантский вклад в развитие таких наук, как геология, палеонтология, биология. Конечно, сегодня креационизм строит свое учение в первую очередь, опровергая эволюционистские заблуждения в науке. Но это, к сожалению, вынужденный путь, поскольку в сознании просвещенного человечества эти воззрения доминируют, и не считаться с этим нельзя. Нужно очистить головы от эволюционных предрассудков, и креационисты это весьма успешно делают, несмотря на отчаянное сопротивление эволюционизма. Но, отвергая эволюцию, креационисты развивают свое учение, постоянно дополняемое все новыми и новыми научными данными и открытиями в различных областях естествознания, не отрицая, между прочим, достижения ученых-эволюционистов, а плодотворно их используя. Переосмыслены многие бытующие до сих пор в науке представления, например, время и механизм образования залежей нефти, газа, угля, многих захоронений окаменелостей и т.д. Сама природа зачастую приходит на помощь креационистам. Так извержение вулкана Сант-Хеленс, штат Вашингтон, в 1980 г. позволило геологам-креационистам понять, что и такие колоссальные образования, как Большой Каньон Колорадо, и такие мелкие осадочные единицы, как ленточные отложения являются результатом геологических событий катастрофического характера. Благодаря этим событиям стало ясно, как образовались ископаемые каменные леса, полистратные окаменелости (т.е. окаменелости, пронизывающие несколько слоев). Так что вулкан Сант-Хеленс вполне правомерно можно назвать природной лабораторией креационной геологии.

Наконец, на совещании прозвучало такое, ну совсем уж смехоподобное утверждение, что креационисты-де начали охоту на ведьм, желая устроить эволюционистам 1937 год! Простите, господа православные эволюционисты, но это уж совсем перебор, не в тот огород камень. Не поленитесь, отцы, братья и сестры, полистайте российские научные журналы по геологии, биологии и палеонтологии, ну скажем, за последние 10 лет гласности. Попробуйте найти там хотя бы одну статью, опровергающую эволюцию или отрицающую многомиллионолетнюю историю Земли. Я не видел. Эволюционисты превратили научное сообщество в касту, я бы даже сказал, в тоталитарную секту, не допускающую абсолютно никакого инакомыслия. Даже в такой любящей похвастать своими свободами стране, как США, имеет место “дискриминация ученых, подвергающих серьезному сомнению теорию эволюции” [8, с.51] Ни один научный журнал не напечатает статью антиэволюционного содержания. Эволюционисты даже через суд добились отмены равноправного преподавания в учебных заведениях креационизма и эволюции. Я имею в виду события, произошедшие в штатах Луизиана и Арканзас в начале 80-х годов. Что же говорить о России! И эти люди смеют обвинять креационистов, я имею в виду исповедующих Православие, в охоте на ведьм!

С чем же связано это обвинение? А дело вот в чем. Эволюционизм, безраздельно властвующий в российской науке и образовании, начал свое наступление на Православие, абсолютно уверенный в том, что ему не будет оказано никакого сопротивления. И вдруг у самой церковной ограды эволюция получила неожиданный отпор. И чем дальше, тем больше. Противодействие эволюции усиливается. Все больше появляется православной литературы антиэволюционистского содержания. Самыми заметными и серьезными, на мой взгляд, были книги о. Серафима (Роуза) и о. Даниила Сысоева. Кроме того, необходимо назвать книги о.Тимофея, Сергея Головина, статьи в различных православных периодических изданиях. Связано это с тем, что православные христиане почувствовали наконец, какую страшную угрозу для чистоты веры таит в себе эволюционное учение, антихристианская сущность которого была ясна св.Отцам, сталкивавшимся в своей жизни с этим учением, например, таким как св. Нектарий Пентапольский, прав. Иоанн Кронштадтский и др.

Разумеется, это вызвало “праведную ярость” у считающих себя православными эволюционистов, мнящих, что вера их, ничего общего не имеющая со Святоотеческим Православием, непогрешительна. Но самая страшная беда даже не в том, какие взгляды эти люди исповедуют, а в том, что они, будучи нередко преподавателями в православных учебных заведениях, потчуют этой отравой учащихся школ и гимназий. Приходилось слышать, что даже в семинариях преподают сотворение мира по давно уже устаревшей и весьма слабой с научной точки зрения книге прот. Стефана Ляшевского.

Чтобы понять, к чему это может привести, достаточно посмотреть на то, что эволюционизм в виде учения Тейяра де Шардена сделал с католицизмом. О. Серафим Роуз писал: “Взгляните, что оно (эволюционное учение- С.Ш.) сотворило с католичеством! Ведь полнейший распад Римской Церкви за последнее десятилетие (1960-70-е гг) напрямую связан со “вспышкой” тейярдизма (до недавнего времени его книги были запрещены)” [цит. по 3,с.514] Известный философ и правоверный католик Дитрих фон Гильдебранд даже озаглавил свою работу, посвященную Тейяру, так: “Тейяр де Шарден: на пути к новой религии”. Неужели мы хотим, чтобы с нашей Святой Матерью-Церковью произошло то же самое? Конечно же, нет. Вы скажете: причем здесь Тейяр, речь идет о Православии, а Тейяр был всего лишь католиком, да еще и иезуитом? Не торопитесь. Тейяр де Шарден является создателем крайне изощренного философского учения, представляющего собой эклектичную смесь эволюционных и околохристианских воззрений. Переплюнуть Тейяра в этом отношении пока никому не удалось, да и вряд ли кому удастся. Поэтому любые попытки горе-православных эволюционистов привести к синтезу эволюционизм и православие, приходят в конечном итоге к тейярдизму, может только, более примитивному, все-таки Тейяр, несомненно, был одним из самых значительных философов последних трех сотен лет. И Тейяр де Шарден всегда будет путеводной звездой для любого эволюциониста, в том числе и православного, пытающегося соединить несоединимое: свет и тьму, Священное Писание и эволюцию.

Главной философской проблемой современного эволюционизма является не вопрос, была ли эволюция, для них тут нет затруднений, а вопрос: идет ли эволюция сейчас, и если да, то в каком направлении? Этот вопрос был, кстати говоря, задан и на нашем совещании г-же Г. Л. Муравник. В ответ полились маловразумительные рассуждения о том, что эволюция-де продолжается, что мы сэволюционировали по сравнению с XIX веком, мол, мы сейчас иначе относимся к “женщинам, бросающим своих детей” и т.д. Правда, единомышленники Галины Леонидовны бросились к ней на помощь: не надо, мол, путать эволюцию духовную и эволюцию биологическую. И Галина Леонидовна с облегчением согласно закивала. Ну, хорошо. Давайте разделим эволюцию на две части, как того хотят эволюционисты. Начнем с биологической эволюции. Идет ли она? Эволюционисты говорят: идет. Но куда? Несколько десятилетий этот вопрос всерьез обсуждался, были даже попытки представить, какими будут наши далекие эволюционные потомки... Впрочем, вскоре отказавшись от подобных идей, эволюционисты стали старательно избегать рассуждений на эту тему, прикрываясь глубокомысленным словоблудием об ослаблении воздействия эволюционных факторов на человека. Вот пример подобной казуистики: “ С возникновением человека как социального существа биологические факторы эволюции постепенно ослабляют свое действие и ведущее значение в развитии человечества приобретают социальные факторы... Естественный отбор, как основная и направляющая сила эволюции живой природы, с возникновением общества, с переходом материи на социальный уровень развития резко ослабляет свое действие и перестает быть ведущим эволюционным фактором. Было бы однако неправильно полность отрицать существование отбора в человеческом обществе. Отбор остается в виде силы, сохраняющей достигнутую к моменту возникновения Человека разумного биологическую организацию, выполняя известную стабилизирующую роль”. [11 с.276]

Можно, конечно, порассуждать здесь о неграх, индейцах и прочих “чадах” “наблюдаемых ныне эволюционных изменений”, только это вряд ли перспективно. Как видим, с биологической эволюцией дело обстоит туго. И тогда остается одно - говорить об эволюции духовной. И вот тут-то без Тейяра ну никак не обойтись. Несомненно, тейярдистские чаяния духовной эволюции присутствуют во всех попытках совместить эволюцию и Православие, отсутствуя, может быть, лишь в самых наивных сочинениях, типа книги о. Стефана Ляшевского. Думаете это преувеличение? Не спешите. Давайте-ка посмотрим, как отозвался о Тейяре кумир либеральной интеллигенции покойный прот. Александр Мень. Вот что он пишет о значении Тейяра де Шардена во вступительной статье к его книге “Божественная Среда”: “Что же дает учение Тейяра де Шардена современному христианскому сознанию?

(скачать статью полностью)

Категория: Креационизм | Автор: С. Шубин
Просмотров: 2095

Поиск по сайту