Православное мировоззрение и современное естествознание
Уроки креационной науки
в старших классах средней школы
Пособие для учителей и учащихся
“Бога, предвечного,
безпредельного,
всеведущего и всемогущего,
я, поверженный ниц, увидел и обомлел.
И я прочел следы Его на творениях Его,
и в каждом из них, даже самом ничтожном,
сколь великая сила, сколь великая мудрость,
сколь неизгладимое совершенство сокрыты”.
Карл Линней
П Р Е Д И С Л О В И Е
В школьных курсах
естествознания, особенно в биологии и астрономии, учащимся настойчиво внушается
эволюционное мировоззрение. Суть его сводится к тому, что материя якобы
способна самопроизвольно развиваться в сторону усложнения форм своей
организации, от низших и примитивных форм к более высшим и совершенным. Такой
взгляд относят и к неживой, и в особенности к живой материи, не исключая и
человека.
Даже с
установлением в России формальной свободы совести и равенства религий между
собой (и атеизмом), давление материалистических взглядов в школьном курсе
естествознания остается весьма сильным и вполне осознанным. Какие-либо
потусторонние силы, какие-либо явления, выходящие за рамки простых школьных
схем, не просто исключаются из рассмотрения, но и по-прежнему решительно
отрицаются. Ряд явлений природы вообще не рассматривается в учебниках, хотя они
весьма просты для понимания. Некоторые факты и наблюдения науки истолкованы
криво, или оставлены вовсе без объяснений. Наконец существуют важные законы
природы, которые в школьных учебниках даны в слишком урезанном виде, ибо выводы
из этих законов однозначно опровергают эволюцию. Одновременно с этим в школьную
программу настойчиво внедряется курс “валеологии”, представляющий собою
невообразимую смесь медицинских, гигиенических, психологических знаний с
элементами самого примитивного язычества, и оккультизма. Школьник, не имеющий
никаких предварительных представлений об истинных духовных началах Бытия, сразу
ставится перед более чем сомнительными практическими духовными знаниями и
опытами. В совокупности это может привести к тяжелым психическим и моральным
повреждениям.
Такая постановка
школьного преподавания характерна не только для нашей традиционно
идеологизированной страны. Даже в США известны случаи давления на учителей со
стороны администрации школы или департамента образования вплоть до увольнения с
работы в случае, если педагоги пытаются наряду с эволюционными взглядами
ознакомить учащихся с данными креационной науки, то есть научными фактами,
говорящими в пользу учения о создании мира Богом. И это при том, что в научном
мире идеи креационизма достаточно широко распространены и популярны.
Остается сделать
вывод, что воспитательная система во всем современном обществе сознательно
ориентирована на формирование эволюционно-гуманистического мировоззрения со
всеми вытекающими из него моральными установками. Именно в старших классах
средней школы учащиеся получают уникальную возможность практически
одновременного изучения основ естествознания в разных областях. Даже в высшей
школе уже не бывает такой широты преподавания естественных наук. Именно эти
годы со всей уверенностью можно считать важнейшими в деле становления
мировоззрения учащихся. Поэтому мы считаем своим долгом постараться ввести в
научную картину мира возможно большую объективность путем сообщения начальных
знаний и основных идей креационной науки — естественно, с вытекающими из
нее нравственными устоями.
Мы считаем важным
для учащихся усвоение материала школьной программы, прежде всего, научных
фактов и методов расчетов. Следует внимательно изучить и эволюционную теорию и
доводы в ее пользу. Наш курс является в значительной степени собирательным, он
специально ориентирован на стабильные школьные учебники и составлен на основе
их материала. Дополнительный материал сведен к минимуму. Единственное, чему мы
желаем научить — это умению отличать факты от теорий и гипотез и умению
вникать в смысл изучаемых явлений поглубже, чем обычно принято. Учащимся
желательно сразу уяснить, что теория эволюции — это предмет веры, а вовсе
не непреложный научный факт.
Вера же может быть
истинной или ложной. Считая веру в эволюцию глубоким заблуждением, мы не ставим
здесь целью прямую проповедь веры истинной — православного христианства,
но предоставляем читателям возможность самим определиться в выборе веры.
Креационная наука
не боится возражений со стороны эволюционистов. Как написано в одной из
популярных книг на эту тему: “вам не требуется обязательно быть умными, если вы
правы”. Действительно, гораздо более легкими оказываются для нас частные
научные проблемы, далеко еще не полностью разрешенные и в креационной науке,
чем главная проблема для эволюционистов — объяснение самопроизвольного
возникновения Вселенной, жизни и разума в ней, а также их дальнейшего
прогрессивного развития.
ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ,
весьма важное для понимания книги
Тираж первого
издания разошелся достаточно быстро и вызвал множество откликов. Но у нас есть
обоснованное подозрение, что к тем, кому он был адресован, к школьникам, он
практически так и не дошел. Во всяком случае от них откликов не слышал никто.
Зато от священников и научных работников отзывов было достаточно. И конечно,
прежде всего критических.
Сразу приносим
благодарность за всякую критику, и добрую, и недобрую. Книге, охватывающей
столь разные разделы, конечно были необходимы научные редакторы и консультанты
по всем разделам, ведь составлялась она на основе переводных источников,
довольно разного качества, причем в основном популярных. Серьезные научные
работы ученых-креационистов при современном засилии эволюционной парадигмы
весьма трудно доступны. Вышедшее первое издание книги привлекло к себе
внимание. Последовали и письменные контакты, и личные встречи, удвоилась и
библиография. Все это было необходимым для должной доработки. Критика жесткая в
этом смысле оказалась даже более полезной, поскольку не прощала никакой
неточности или ошибки.
Итак, книга
переработана полностью. Опущены данные устарелые, сомнительные, допускающие
неопределенное толкование. Исправлены замеченные критиками ошибки и
некорректные выражения. Внесены существенные добавления в разделы по
астрономии, информатике и биологии.
Но критика, как и
следовало ожидать, занималась не только научной редакцией текста, исправлением
частных (и “честных”) ошибок. Многое в ней коснулось уже существа дела, а не
личной, весьма ограниченной, научной эрудиции автора. Критиковали уже не
конкретную работу для школьников, а креационизм, как направление мысли,
претендующее на научность.
Нам показалось
интересным сопоставить эту критику с основными креационными идеями и
представить ее на суд самого читателя. Это касается, в основном биологического раздела.
Против ожидания именно непримиримые критики порой давали интересные и яркие
свидетельства против своей позиции,
намеренно ли, или просто увлекшись поучением малограмотного оппонента, —
не ясно.
С учетом
развернувшейся полемики и полученной жесткой критики, нам поневоле пришлось
сделать книгу апологетически направленной и уже несколько выходящей за рамки
школьной программы. Однако главного своего читателя мы не забываем. Поэтому и
весь дополнительный материал упрощен до предела, так чтобы был вполне доступен
школьникам. Он набран мелким шрифтом, также как и замечания критиков с ответами
на них. Если эти места затруднительны для понимания, то при первом чтении их
можно просто опустить.
В первый урок
внесено понятие об антропном принципе и его ограниченности, а также приведены
самые начальные сведения по термодинамике. В школьном учебнике нет слова
“энтропия”, не было его и в нашем первом издании, но оказалось, что книгу по
креационизму без этого слова написать все-таки невозможно. Второй урок, по
астрономии, подвергся самой серьезной переработке, и написан практически
заново. Существенно поправлен и дополнен и третий урок о возрасте земли.
Четвертый урок
теперь полностью посвящен информатике и существенно расширен. Здесь почти не
было возражений и дополнений от читателей и критиков, но усилить этот раздел
было важно перед переходом к вопросу следующего урока — о возникновении
жизни.
Материал пятого урока
увеличен наиболее существенно. Критические замечания долетали и сюда, мы их
приводим, читатель сам в силах оценить их убедительность. Именно здесь
становится ясна цель изложения начал термодинамики и информатики. Здесь же
приводятся и начальные сведения из биофизики, интересные сами по себе.
Шестой и седьмой
уроки — собственно биологические — отредактированы нашими критиками,
но по существу сильной переработки не претерпели. На наш взгляд, в этом так и
не появилось особой нужды. Объективности ради мы привели здесь в прямом
цитировании множество критических замечаний по существу дела, которые порой
нуждаются лишь в небольших примечаниях, но больше говорят за себя сами.
Последние два
урока — о происхождении человека и о креационной модели ранней истории земли
подверглись серьезной доработке. Критики указали ряд слабых мест в креационных
моделях ранней земли и механизма потопа. Но на смену старым гипотезам тем
временем пришли новые. В целом последний урок остается наиболее дискуссионным.
Мы стараемся учитывать аргументы как креационистов, так и их критиков.
Часто книги по
креационной науке (и данную работу в том числе) критикуют в односторонней
подаче материала. Такое обвинение в корне неверно. После прочтения креационной
литературы читатель имеет довольно основательное понятие об основах
эволюционного учения. Он узнает все основные аргументы эволюционизма —
естественно, с их слабыми сторонами. Он узнает, например, почему историю земли
исчисляют миллионами лет и как конкретно проводится такое счисление, на основании
каких предположений делаются эти расчеты. (В популярных книгах по эволюции
подобные сведения не найти). А вот прочтение книги по эволюции не даст ему абсолютно никаких знаний о
креационизме. Он не найдет ни самого этого слова, не услышит ни малейшего
аргумента креационистов. Он будет полностью убежден, что миллионы лет истории и
превращение видов суть четко доказанные и неопровержимые факты. Судите сами,
кто более односторонен. При этом сравните количество изданий и тиражи
сторонников и противников эволюции.
Сторонники
креационизма, и на Западе, и в нашей стране единогласно стоят за двухмодельный
подход к школьному образованию. Мы запреподавание теорииэволюции в средней и высшей школе, лишь
бы только и нам дали привести при этом свои аргументы. Эволюционисты же
единодушны в том, чтобы креационную точку зрения просто не пускать на порог.
Этот факт показателен. Он говорит о том, что эволюционисты за свою теорию боятся. Ведь они же не против
преподавания в школе мифологии. Никто из них не огорчается, если детям
расскажут, что земля, по древне-языческим представлениям, плавает на трех
китах. Преподавание такой космогонии их не возмущает. А наука, согласная с
Библией, приводит подчас просто в ярость. Если бы эволюция была доказанным и
очевидным фактом, то нас нечего было бы бояться. Изложите свои доводы — и
ваши слушатели сами осмеют креационизм. Но этого-то и не происходит.
Мы отдаем отчет
себе, и просим также читателя принять заранее к сведению, что обсуждение
вопросов креационизма с точки зрения науки представляет из себя в данное время
широкую научную дискуссию по целому
ряду вопросов. Представлено много взаимоисключающих и непримиримых версий и
объяснений фактам. Мы не беремся здесь быть судьями в научном споре. Читатель и зритель всегда будет судьей такого
рода споров, ради него они и ведутся. Суд же ради объективности всегда
должен выслушать все стороны. Должны выступить и потерпевший, и прокурор, и
защитник, и подсудимый. Слово каждого учитывается. Конечно, прокурор знает
аргументы адвоката, он может их учесть. Но его речь не может быть повторением
речи адвоката, у него своя задача, своя роль.
И мы здесь
учитываем аргументы эволюционистов. Учитываем, кроме того, и ширину их трибуны,
которая нам, креационистам, пока и не снилась. И наша роль здесь сводится к
тому, чтобы на каждую сотню речей безбожных прокуроров, был всякий раз выслушан
еще один, хотя бы и слабый, голос в защиту доводов творения, в оправдание
Творца, в оправдание нелживости Его слова.
Автор приносит
благодарность всем, кто помог написанию и выходу в свет второго издания. Но вот
беда, поименно называть их затруднительно. Благожелательные критики и
помощники, работающие в серьезной науке, просили этого не делать, — по
причинам, как теперь ясно, весьма уважительным. А неблагожелательных критиков
мы тоже не станем называть, надеясь, что и они немного смягчатся к нашему
труду, а те из них, кто при этом считают себя верующими в Бога, поверят
наконец, что Слово Его, Священное Писание, сообщает нам правду, а не играет с
нами в загадки и головоломки.