За евангельское православие

Категории раздела

Позиция
Основы веры
Богословие Пасхи
История
Архив публицистики
Креационизм
Педагогика
К неправославным христианам
Недавние работы

Статьи

Главная » Статьи » Педагогика

ЖИЗНЬ ПО СОВЕСТИ

Книга написана и издана в Москве. Первое издание – 1997 год. Затем было еще два стереотипных. Обратите внимание на год ее написания!! Не все политико-общественные реалии, подразумеваемые тогда, относятся ко дню сегодняшнему.

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ,

без прочтения которого многое в книге останется непонятным.

 

Эта книга - пособие для учителей, классных руководителей, психологов, всех занимающихся воспитанием подростков. В ее основу положены подлинные вопросы школьников, заданные ими письменно в ответ на предложение школьных валеологов. Мы лишь в немногих местах слегка перефразировали вопросы и сгруппировали их по темам для удобства работы. Вопросы заданы школьниками разного возраста, и выбор вопросов, подходящих для обсуждения в конкретной группе ребят, мы предоставляем их наставникам.

Каждый вопрос можно обратить в целую поучительную беседу. Но беседа - не нотация. Желательно, чтобы подумали и поделились мнениями сами подростки. С этой целью предполагается приблизительно такой путь беседы. В начале читается сам вопрос, в книге он обозначен буквой А. Выслушиваются ответы ребят или их мнения. Если разговор пошел интересный и дельный, то можно его продолжить и лишь в конце обсуждения прочитать или пересказать ответ, отмеченный буквой В.

Под буквой Б идет подсказка, или встречный вопрос, или иное замечание, призванное поднять интерес учеников к теме или подумать о предметах близких с темой вопроса. Эту подсказку стоит прочесть, если по прочтении самого вопроса (пункта А) разговор пошел вяло и сухо. Конечно, здесь педагог может вставить и свое собственное живое слово, если желает, и, вообще, может направить разговор по-своему.

Главная цель пункта В - задать педагогу православный ориентир в каждом конкретном вопросе. Тонкостей здесь может быть очень много. Если учитель найдет свои слова в дополнение к ответу, более доходчивые для его юных собеседников, это, конечно, будет хорошо с педагогической точки зрения. Но в то же время убедительная просьба к учителям: не беритесь за импровизации по ходу классного часа. Заранее прочтите все три пункта и продумайте, как построить разговор и избежать каких-то своих сентенций, которые могут быть неприемлемы с православной точки зрения. В крайнем случае, если вы категорически несогласны с приводимым ответом, отложите данный вопрос совсем и не поднимайте его до выяснения со священником. Это лучше, чем внушить подросткам явно неправильную мысль.

Предстоит ведь не просто понять, что религия учит иначе, чем обыденное сознание (например, что мир сотворен Богом, а революция - изобретение диавольское). Нужно постепенно усвоить, что так и есть на самом деле. Этот процесс ломки стереотипов труден и зачастую педагоги идут каким-то своим путем, забывая, что некоторые духовные истины уже найдены и ориентиры, не подлежащие пересмотру, уже поставлены.

Помочь педагогу, считающему себя православным, избежать такого религиозного творчества - вот одна из наших задач. Без педагогического опыта и навыка священнику с детьми работать трудно, он общается с ними в другой обстановке. Роль учителя незаменима. Но и учителю без четких понятий о добре и зле, без осознанного желания бороться за добро, понимаемое правильно, по-христиански, - никак не обойтись. Этой ясности в понятиях не должно заменять смутными религиозными ощущениями, хотя бы и сильными. При этом, конечно, нужно, чтобы именно живой религиозный порыв стал началом и постоянной основой всей педагогической деятельности.

Впрочем, это замечание относится большей частью к тем вопросам, где прямо затрагивается учение Церкви. Иногда ответ наш, исходя из постановки вопроса, адресуется к человеку, для которого авторитет религии равняется нулю и которого нужно для начала немного “встряхнуть” от его духовного отупения, а не втолковывать ему сразу церковные догматы и правила. Вот здесь практически любая самостоятельность педагога может только приветствоваться. Иногда у нас нет ни слова под пунктом В. Это значит, что в этом вопросе мы полностью доверяем учителям.

Наконец в некоторых вопросах имеется дополнительный материал, помеченный буквой Д. Здесь приводятся цитаты из Священного Писания и Святых Отцов, отрывки из проповедей и статей современных священников, другие дополнительные материалы. Некоторые из этих отрывков имеет смысл зачитать, настолько яркие и глубокие мысли в них содержатся, некоторые же даются в помощь самому учителю.

В целом задачу свою мы видим в том, чтобы помочь тем православным педагогам, которые берут на себя безмездный, необязательный теперь и даже не престижный труд воспитателей; тем, кто сам понимает высоту христианского нравоучения, кто желает побороться за правду закона Христова, постоять за него, кто готов здесь противостать общему потоку духа времени.

Будем рады, если наша книга поможет и священникам, в какой бы то ни было форме общающимся с детьми, и родителям для семейного чтения. Думается, и сами подростки смогут извлечь из нее определенную пользу, если читая, на каждом пункте А, Б, В, Д будут делать остановку и думать о прочитанном.

 

ВОПРОСЫ О ВЕРЕ

 

 

1. А. Как понять, что такое вера?

Что делать, если потерял веру в себя и считаешь себя неудачником?

 

Б. Прежде чем говорить о религиозной вере, стоит подумать о месте веры в нашей жизни, в нашем сознании. Мы идем в школу учиться и верим, что учителя научат нас. Мы идем к врачу, веря, что он вылечит. Мы верим близким. Почему? И почему не всем? Кому еще можно верить? Надежна ли вера в себя, судя по постановке второго вопроса?

 

В. Священное Писание учит, что вера есть уверенность в невидимом. (Евр. 11.1) Верят всегда тому, что невидимо и неведомо, чего нельзя проверить опытом. А что видели, слышали, наблюдали, то уже именуется знанием и не относится к области веры. Далеко не всегда мы задумываемся, насколько же обширна эта область веры по сравнению с нашим знанием.

Начать с того, что даже дату своего рождения человек сам проверить никак не может. Не может он проверить и те свои младенческие слова, которых сам теперь не помнит и которые пересказывают ему родители. Вообще, дети верят старшим, не проверяя ничего. Если бы мы не имели такой способности верить на слово, жизнь наша стала бы невозможной.

Вся человеческая деятельность основана на вере. Мы верим в постоянство законов природы: в то, что после весны будет лето, а не зима, и какой-то урожай у нас вырастет. Верим в то, что законы механики не нарушатся и наши мосты, автомобили и самолеты будут работать согласно их назначению. Однако, из того, что нарушения законов природы мы обычно не наблюдаем, вовсе не следует, что они будут справедливы и завтра. Это - дело нашей веры.

На вере основана большая часть того, чем собственно занимается наука о природе. К ее познаниям можно отнести лишь то, что постоянно повторяет грамотно и точно поставленный опыт. Но наука не занимается только сбором данных опыта и наблюдения. Ее задача - объяснить увиденное и предсказать то, что пока еще не исследовали опытом. Как это сделать, как понять действие законов природы в каждом конкретном наблюдаемом явлении? Для объяснения фактов опыта выдвигаются теории и гипотезы, то есть такие предположения, в истинность которых можно только верить или не верить. Почти никогда теории и гипотезы не объясняют всего множества фактов и, предсказав кое-что правильно, ошибаются в каких-то иных прогнозах. Потому между учеными и ведутся споры: одни верят в одни теории и способны отчасти подтвердить свою веру данными опытов, другие точно так же верят в иные теории и тоже имеют подтверждения в своей правоте. Таковы будни всех научных работ. И лишь некая часть наших научных знаний уже не подвергается обсуждению в ученых дебатах, будучи постоянно подтверждаема опытом. Такие знания вносятся и в школьные учебники, но даже в этих учебниках нередко освящаются вопросы, еще не до конца решенные в самой науке.

Если же мы возьмем, например, историю, то здесь вообще не возможна никакая проверка опытом. Здесь мы только верим свидетельствам очевидцев. Как мы можем проверить, была ли, скажем, на самом деле Столетняя война во Франции и существовала ли такая женщина, как Жанна д’Арк? Мы верим историческим источникам. Время от времени попадаются люди, которые отрицают вообще весь взгляд на историю, полагают, к примеру, что Иисус Христос не был исторической личностью, или что Юлий Цезарь вообще не существовал. Как их переубедить? Каким опытом? - Лишь только тем горьким опытом, что забвение человеком своего прошлого становится разрушительным для его духовного мира. Проще сказать, без истинной веры человек начинает терять силу своего разума и теплоту сердца. Но ведь и это заметно не сразу и не всем.

Так и в отношении общего взгляда на мир. У всех людей он основывается исключительно на вере. Никто из людей никогда не наблюдал, как возник мир, как появились жизнь и разум.

Вера каждого человека решает этот вопрос по-своему. Кто-то верит, что материя возникла сама собою по каким-то неизвестным науке законам, а мы веруем в Бога, сотворившего весь этом мир, разумно установившего законы природы. Это дело веры, ибо сама наука не в состоянии разрешить этот вопрос своими силами.

Итак, без веры не обойтись, то есть никак не обрести цельного взгляда на мир. Что-то непременно придется принять на веру: есть ли Бог? каков Он? кто учит о Нем верно? При разрешении этих вопросов придется поневоле узнать, что вообще думает человечество на эту тему, какие у него имеются варианты ответов.

Можно в принципе попытаться придумать веру свою и начать верить просто в себя, в свое понимание вещей. Но вот, второй из двух поставленных вопросов свидетельствует, что доверие себе, не только в мировоззренческих, но и просто в житейских делах оказывается не слишком надежным.

Итак, обретайте веру. Убедившись теперь, насколько велико ее значение в нашей жизни постарайтесь найти и сознательно принять веру правую, правильную, согласную и со свидетельством Священного Писания, и с голосом совести в душе человека. Со временем потрудитесь удостовериться, что эта вера не противоречит и современному научному знанию.

Обретение истинной веры - это труд, и далеко не все приходят к этому сразу. Многие увлекаются чуждыми верами, а затем разочаровываются в них. Теряют веру не только в себя, но и в коммунизм, и в Кришну, и еще в кого-то. Что делать? - Искать Бога истинного, а про себя, если не теперь, то после, порадоваться: слава Богу, только потеряв веру в себя или в чью-то чужую религию, наконец-то могу прийти к вере истинной во Всемогущего и Любящего Бога !

И тогда перестанешь считать себя неудачником.

 

Д. Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом,.. а без веры угодить Богу невозможно, ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть и ищущим Его воздает (Евр.11.1,6).

Где вера, там и сила, а где неверие, там немощь. Вера - начало благ, вера - источник благ. Прими же это оружие спасения (свт. Иоанн Златоуст).

Слова, не постигаемые ведением, делаются понятными для нас при помощи веры. Для духовных таин, которые выше ведения, и которых не ощущают ни телесные чувства, ни разум, Бог дал нам веру (прп. Исаак Сирин)

Слушай Евангелие, говорящее тебе, и святых отцов, объясняющих Евангелие, слушай их внимательно, и мало-помалу вселится в тебя живая вера (свт. Феофан Затворник).

Вера является в человеке от исполнения Евангельских заповедей, возрастает по мере исполнения их, увядает и уничтожается по мере пренебрежения ими (свт. Игнатий Брянчанинов).

Вера есть “уверенность в духовной истине, в Сущем или в Боге, в существовании мира духовного с его свойствами, подобно как мы уверены в бытии мира вещественного и его принадлежностей” (Св. прав. Иоанн Кронштадтский).

Тот, кто полагает, что в науке вера никакой роли не играет, и что наука преисполнена знанием, что мы очень многое, а может быть и все, или почти все знаем, тот переоценивает познавательную способность человека, безгранично расширяет область якобы познаваемого и, сам того не замечая, впадает в грубейшие ошибки. Он начинает страдать как бы манией умственного величия, полагая, что для него уже не существует мировых загадок, что у него готово для них полное решение. На такой-то почве вырос тот печальный плод научного недомыслия, который называется материализмом и который в настоящее время уже кончает свое бесплодное существование (О.Д. Хвольсон, ведущий физик, заслуженный профессор Петроградского университета, 1915 г.)

 О причинах утраты человеком своей веры.

Конечно [безбожные] книги стараются убить веру в людях, но не может быть, чтобы они явились достаточной причиной твоего неверия; наверное, ты не поинтересовался почитать ни одной книги в защиту веры или хотя бы одну, посвященную опровержению названных мыслителей [Ренана, Толстого и др.]. Сознайся, что ты и за книги те взялся, желая отделаться от веры, а если и не так, то все же еще до чтения тех книг тяготился религией, ибо, если бы не тяготился, то не разделался бы с ней так легко, а с сердечной болью искал бы человека или другие книги, которые могли бы рассеять твои сомнения. Не искал ли ты, напротив, таких книг и таких собеседников, которые бы могли упразднить и остаток твоей веры? А почему ты начал ею тяготиться и когда? Не тогда ли, когда потерял целомудрие или хотел потерять его, а вера и совесть тебя останавливали, и ты возненавидел их, как шаловливый школьник ненавидит своего надзирателя. Не разум, а распутство бывает врагом веры...

Итак, ты осознал, что не книга, а злая воля отвела тебя от Бога. Покайся перед Ним, а если ты очень далек от Него, то перед собою самим признай свою тяжкую вину против правды и совести и тогда получишь желание просить у Бога отпущения твоего греха, твоего отречения от своего Искупителя. (Митр. Антоний Храповицкий Исповедь)

 

2. А. Правда ли, что на все вопросы есть ответы в Библии?

 

Б. Конечно, имеются в виду вопросы религиозные: о Боге, о душе, о совести, о грехе и добродетели. На все ли такие вопросы можно дать ответ заранее? Ведь он должен быть подготовлен на всевозможные жизненные ситуации. И есть ли что-то общее в них? Сильно ли в разные века отличаются друг от друга душевные качества: например, терпение Иова, апостола Павла и кого-нибудь из современных невинных страдальцев; или вероломство Каина, Иуды и кого-нибудь из современных политиков?

 

В. Проходят века, а души человеческие сохраняют те же достоинства и недостатки, правда, всякий раз в своем особом соотношении между ними. Подобно и свойства Божии и воля Божия в отношении человека остаются неизменными по сути, всякий раз по своему проявляясь в разных обстоятельствах. Таким образом, слово Божие дает нам не ответы на все религиозные вопросы, а, так скажем, правильные подсказки ко всем таким вопросам. И это справедливо и для нас хорошо. Ведь мы сами должны потрудиться, чтобы найти истину, другими словами, завоевать на нее право. Просто сообщенная нам книгою истина остается не нашею, мы еще не потрудились ради ее освоения. Так и учителя чаще ограничиваются для своих учеников подсказкою или наводящими вопросами, нежели сами подробно рассказывают нам решение задач и дают ответы на всякие вопросы.

 

Д. Слово Божие являет нам Бога Единосущным, но Триипостасным, непостижимым, и потому не надо Его испытывать. Слово Божие являет Его всемогущим, и потому надо искать помощи у Него одного. Слово Божие являет Его промышляющим обо всем, и потому надо на Него надеяться. Слово Божие являет Его неложным, и потому надо Ему несомненно веровать. Слово Божие являет Его праведным и воздающим каждому по делам его, и потому надо Его бояться. Слово Божие являет Его великим, и потому надо пред Ним смиряться. Слово Божие являет Его вездесущим и наблюдающим все дела, слова и помышления наши и потому надо ходить пред ним со всяким страхом и осторожностью, и делать, и говорить, и думать угодное воле Его. Слово Божие являет Его преблагим, и потому надо любить Его. Слово Божие являет Его милостивым к грешникам кающимся, и потому надо приходить к Нему с покаянием и сожалением. Слово Божие являет Его грядущим судить живых и мертвых, и потому надо готовиться к Суду Его (свт. Тихон Задонский).

Библию следует изучать умно. Ее следует изучать тщательно, так как каждая ее часть полезна для назидания, для исправления, для утешения, для помощи. Слово Божие - это лампада. Где бы она ни светила, она высвечивает какие-то изъяны, пятна, пороки в сердцах и жизни. Где бы ни звучало слово Христа, оно обнажает и омывает недостатки. Слова Христа - это семена, принесенные с Неба (Св. Царица-Мученица Александра Федоровна).

 

3. А. Почему в реальном окружающем мире так мало чувствуется присутствие Божие?

Как почувствовать присутствие Божие для себя лично?

 

Б. Реальный окружающий нас мир наполнен радиоволнами - почему мы их не видим и не чувствуем? Должен быть прибор или орган, который их чувствует. В теле человека нет такого органа, но соответствующие приборы у людей уже есть. Зато в нашей душе есть орган, которым можно почувствовать присутствие Божие в мире. Есть и такой орган, который может почувствовать присутствие Божие в нас самих. Поищите тот и другой. Очистите и настройте их - вы ощутите то, о чем спрашиваете.

 

В. В окружающем мире присутствие Божие ощущается разумом. Разум начинается там, где, собрав сведения из разных наук, человек приказывает своей памяти и рассудку: стоп! Не бегите за сведениями, подождите немного. Попробуем увязать полученные сведения об окружающем мире воедино. Откуда этот мир, что роднит и единит его? Какова причина его возникновения и цель его бытия? Поставлена ли эта цель, и если поставлена, то кем? Для чего существуют космос, жизнь, разум?

Такие вопросы за нас никто другой задать не сможет. Школьные учебники, вероятно, сознательно отводят нас от этих размышлений, хотя при этом дают некоторые сведения для правильного ответа. Ведь оценки ставятся не за мировоззрение, а за знание сведений и за освоение навыков. Ученик умный в науке и натасканный в ней - это разные понятия.

Изучив положение нашей земли в космосе среди других небесных тел, как не задаться вопросом: неужели все это могло возникнуть чисто случайно? Ознакомившись с земной атмосферою, свойствами воздуха, воды, минералов, стоит еще громче повторить тот же вопрос. А добравшись до устройства живой клетки и задавшись тем же вопросом, нужно найти в себе мужество дать на него решительный ответ: жизнь без Бога невозможна!

Физика и химия говорят о бытии Божием спокойно и тихо, голос их заглушается только школярским подходом к ним: мол, кто научился “щелкать” типовые задачи, тот и освоил предмет. Но биология прямо-таки кричит о Боге громко, внятно и пронзительно, как бы ни заглушали ее голос детским лепетом про самозарождение жизни или про пришельцев из космоса, якобы занесших жизнь на землю. История сказала бы о Боге еще громче, но рот ей в школьном учебнике крепко завязан.

Во всяком случае, для поиска присутствия Божия в этом мире некоторые основания имеются даже в школьной программе. Недосказанные же сведения добываются с трудом, с борьбою. Для того и дается человеку разум. Вспомните имена мудрецов древности и не столь далекого от нас прошлого: Пифагора, Архимеда, Аристотеля, Василия Великого, Ньютона, Паскаля, Канта, Лейбница... Прекрасное знание математики и естественных наук, собственные открытия в этих науках совмещались у мыслителей со своим особым вкладом в философию, а иногда и в богословие. Атеистов среди мудрых не бывает, присутствие Божие в окружающем мире ученые мужи чувствуют вполне ясно, но сами религиозные убеждения у всех разные. Одним только разумом, даже очень сильным, к Богу истинному не придешь. Нужен орган внутреннего богопознания, нужно уметь ощутить присутствие Божие сердцем и найти правильный путь к Нему.

Таким органом богопознания является наша совесть, наше чувство своей ограниченности, греховности и смертности. Эти чувства побуждают человека искать Бога уже не просто в книге природы, но и в своей душе, они порождают первую молитву к еще неведомому Богу и позволяют выслушать ответ Божий в сердце. Одновременно, как правило, человек знакомится со словом Божиим, Священным Писанием, которое внятно объясняет ему, почему он ограничен, грешен и смертен. Голос Писания согласуется с непосредственным голосом в душе и со свидетельствами разума. Таким путем человек уже повсюду чувствует присутствие Божие и становится верующим.

Но первое ощущение близости Божией может очень скоро улетучиться. Это происходит от греховной, рассеянной жизни, когда человек ищет не духовного, а мирских, житейских благ и удовольствий.

 

Д. Вот небо и земля; они кричат о том, что они созданы; ибо они меняются и облик их различен... Кричат они также, что не сами они себя создали: “Мы существуем потому что мы созданы, нас ведь не было, пока мы не появились, и мы не могли возникнуть сами собой”. И самой очевидностью подтвержден этот голос (Блаженный Августин, епископ Иппонийский)

Уверь себя, что Бог присутствует на всяком месте. Он видит всякое дело, начинание и помышление твое, слышит всякое слово твое. Он вписывает подробно и с точностью в книгу Свою все поведение твое, объявит тебе его в день суда Своего и воздаст тебе по поведению твоему... Водрузи это в памяти твоей, и будешь обновляться ежедневно. (свт. Тихон Задонский)

Бог есть всякое благо, и вселяясь в душу, исполняет ее всяким благом, насколько это может вместить человеческое естество (свт. Григорий Богослов)

Отчего вся природа и все в природе мудро и в порядке изумительном круговращается? Оттого, что Сам Творец ею распоряжается и ею управляет. Отчего в природе человека - венца творения - столько беспорядков? Отчего в жизни его столько неустройств и безобразий? Оттого что он сам вздумал распоряжаться собою, помимо воли и разума Творца своего. Человек-грешник! Предай всего себя, всю свою жизнь Господу Богу твоему, и вся жизнь твоя будет круговращаться в мудром, прекрасном, величественном и животворном порядке, и вся она будет прекрасна, как у святых Божиих человеков, кои предали себя всецело Христу Богу и коих Церковь предлагает нам ежедневно в пример для подражания (св. Иоанн Кронштадтский)

(скачать книгу)

Категория: Педагогика | Автор: п. Тимофей Алферов
Просмотров: 2218

Поиск по сайту