В
нынешнем году исполняется 1700 лет Миланскому эдикту, принятому императором
Константином Великим в 313 году. Этот указ гарантировал свободу совести всем
подданным Римской империи и даровал свободу деятельности для христианской
церкви. В истории христианства открылась новая эпоха, так и названная
константиновской, эпоха союза, симфонии церкви и империи. Именно эта
многовековая эпоха сформировала облик церкви, ее учение, структуру, богослужение,
привела в ее лоно новые народы. Либеральные историки, начиная с 19 века и
доныне, стремились найти в ней как можно больше темных пятен, унизить ее и
очернить. Их предвзятые выводы широко подхвачены людьми, мало сведущими в
истории, как из не православных христиан, так и вне христианской среды.
Действительно, константиновская эпоха содержала в себе много негатива: утрату
свободы церкви, подчиненной государству, обмирщение иерархии и клира,
формальное причисление к официальной церкви множества формальных или фальшивых
христиан и т. д. Но все познается в сравнении. Столетие, прошедшее после
падения последней христианской империи – Российской, показывает нам, что
церковь, освободившись от опеки христианской государственной власти, отнюдь не
обретает свободу, а попадает в зависимость от другой власти, не христианской,
или прямо антихристианской. Свобода от государственной власти не приносит
свободы от греха, и «свободная» церковь часто более утопает в пороках, чем
«несвободная». Наконец, на наших глазах активно строится глобальная цивилизация
«нового Содома», навязывающего всем свою явно антихристианскую идеологию,
омерзительную содомскую субкультуру. На этом фоне светлым пятном смотрится
ушедшая константиновская эпоха и особенно ее начало – император Константин
Великий и его правление.
Константин
Великий и в своей личности, и в своей деятельности как император попытался
осуществить синтез христианства с Римской государственностью и греко-римской
культурой. То верно, что империя Константина не стала земным царством Христа,
Царством Божиим, - да он и не ставил себе такой цели, понимая, что рай на земле
невозможен. Но было положено начало новой христианской цивилизации,
определившей на века путь человечества. И сама Кафолическая Церковь, как она
сложилась в истории, есть та, которая возросла под крылом обновленной Римской
империи, усвоив себе лучшие достижения греко-римской культуры. Другой
Кафолической христианской церкви не было. Те церковные сообщества, которые
отвергли союз с империей Константина, быстро выродились в схизмы и секты и в
основном исчезли из истории. Противо-имперское христианство оказалось
бесплодным и нежизнеспособным. Попробуем бегло осмотреть, как складывался этот
союз церкви и империи. ... скачать статью полностью |