Ревность
по вере: а что, если по разуму?..
Тому
явлению, о котором пойдет речь, я не могу подобрать подходящего названия.
Первое слово, которое пришло мне на память, фундаментализм. Это слово стало
модным и ругательным. И в таком качестве употребляется часто и не всегда по
делу.
Что
понимать под фундаментализмом? Является ли это слово синонимом своему прямому
переводу – основательности? Обычно под фундаментализмом понимают стремление всю
жизнь общества подчинить религиозному основанию. Но мне бы хотелось отбросить
этот социальный смысл, и поговорить о том, что относится к чисто религиозной
сфере, даже к личной духовной жизни. В таком ключе слово
"фундаментализм" напрямую не годится. Оно сразу станет пониматься,
как антоним либерализму, неограниченной свободе в области религиозных доктрин и
практик. Фундаменталист в таком смысле, привыкший даже гордиться этим именем,
считает себя просто основательным человеком в делах своей веры - в отличие от
того "неосновательного", которого как-то помянул ап. Иаков (см.: Иак.
2, 20).
Хорошо
ли быть фундаменталистом в смысле чисто личной веры, не раздражающей еще
никакие контрольно-государственные органы или общественные институты? Кто
станет спорить, что нужно всегда быть основательным человеком, а делать
что-либо неосновательно – мало толку? И не об основательности в деле веры хотел
я вести разговор.
Назвать
ли это явление религиозным радикализмом? Или сектантским сознанием? – Тоже не
получается. Мой критикуемый «лирический герой» - человек вменяемый, не резкий,
не приверженец крайних взглядов, вполне критичный к себе. Он не радикал и не
сектант. По самоощущению он христианин (да еще и «основательный»). И в быту, и
в общении вполне нормальный человек. Но вот когда дело дойдет до оценки
окружающего его христианского мира, тут и обнаруживается то самое нехорошее
явление, о котором и пойдет речь.
Итак,
ключевого слова я не нашел. Поэтому пока за неимением лучшего буду использовать
слово фундаментализм в таком его несколько измененном значении, лишенном
социальных и политических оттенков. Потому что нам не раз понадобится корень
этого слова, в ряде сравнений, притч, каламбуров.
Сразу
обозначим то, что не попадет у нас под критику, что не будет подлежать
пересмотру. Это как раз фундамент православной христианской веры: учение Священного
Писания о Боге и мире, Евангельское благовестие, догматическое наследие
Вселенских Соборов, нравственное учение Библии. Все эти понятия определены
достаточно четко; человек их может принимать или отвергать, может выбирать из
них по вкусу, - у нас разговор пойдет о другом.
Никто
не сможет держаться одновременно нескольких разных точек зрения на какой угодно
предмет. Какие-то знания и религиозные убеждения мы принимаем, в хорошем случае
– проверив, сравнив с возможными альтернативами и убедившись в правоте выбора.
Так формируется фундамент убеждений.
Фундаментализм
(в нашем понимании) выражается не в том, чтобы стоять на найденном фундаменте.
Все стоят на своих фундаментах, как дома и памятники. Фундаментализм – это
особый способ решить вопрос о том, что находится рядом с фундаментом, и о том, является ли фундаментом то, что лежит
поверх фундамента.
Сердце
Великого Новгорода – его Софийский собор. Непростая задача для археологов:
отрыть его фундамент. На площади перед собором много веков рос и накапливался
культурный слой. Поднимались полы и в соборе. Первоначальные полы вскрыты лишь
сравнительно недавно, и они оказались ниже современных более чем на два метра.
Собор, так сказать, по колени в землю ушел. Копнув лопатой у стены, вы
обнаружите продолжающуюся вниз стену. Но это не фундамент. А где он?
Справедливо ли много веков назад закопанную стену считать фундаментом?
В
религии иногда получается то же самое. Само понятие фундаментализма существует
в области веры. Его нет в области экспериментальных наук, - там существует
опытное знание. Проблема в том, что человек верою (пусть зрячею, подкрепленной
данными науки и истории) выбирает свое мировоззрение. Обосновать его можно, а
строго доказать или проверить простым экспериментом – нельзя. Человек считает
его истинным, а все, лежащее рядом и поверх, - соответственно, ложным. Вопрос:
как отнестись к этому, рядом и поверх лежащему? Насколько оно ложно? В каких
вопросах ложно? Так ли ложно, как кажется? Есть ли там доля правды? Почему
другой не принял то, что ты принял, какие выдвинул возражения? И наконец, чем такое
разномыслие должно кончиться?
Перед
нами не предмет научного исследования. В рассматриваемой теме поневоле окажется
много личного, субъективного и нестрогого. Много и просто неясного. Но таков
мир вокруг нас и наши знания о нем. В том числе и мир человеческой истории, мир
богословия. Мир сложен, а наше знание о нем ограниченно, поэтому в познании
мира (в т.ч. и религиозного) нас ожидает немало сюрпризов. Если человек это уже
понял, то его вряд ли можно причислить к фундаменталистам. Возможно, он уже
прошел эту «полосу осмысления» в своей жизни, возможно, не касался ее.
Автор
эту полосу проходил и преодолел не за один год.
Есть
ходячее выражение (его не раз цитировал, например, диакон Андрей Кураев), что каждый
автор пишет ту книжку, которую сам хотел бы в свое время прочесть. Это
совершенно верно, и в полной мере относится и к данному сочинению. Наверное,
Танечка и Ванечка из сказки Чуковского в зрелом возрасте сядут и напишут книжку
для детей под названием: «Не ходите, дети, в Африку гулять». Они будут
вспоминать, как им не хватало именно такой книжки в детстве, они будут уверены
о себе, что если бы вовремя ее прочли, то не попались бы в свое время в лапы
коварного Бармалея. Они напишут детскую книжку, но до детей она не дойдет. Ее
не допустит педагогическая цензура, весь малый тираж расхватают педагоги, папы
и мамы, устроив в Интернете полемику, почему эта книга вредна и чем полезна, а
дети, разумеется, не станут зачитываться такой книжкой, тем более, современные
дети книжек вовсе не читают, а в школьную программу она никогда не войдет. И
дети отправятся в Африку бегом и попадутся на обед тому же самому Бармалею, а
кто вырвется из его лап и вырастет живым и здоровым, тот снова сядет писать
похожую же книжку, и пора будет поставить многоточие… Все будет именно так и
относительно сего письменного опыта, - у меня уже заранее почти нет сомнений. Я
писал для юношей книги по креационизму – их читали и запрещали взрослые, писал
для детей – читали бабушки, писал для протестантов – читали православные, писал
для православных – читали протестанты, писал для неверующих – читали только
верующие. Все это было, по-другому почти не было. Но так было и у других. Тот
же А.Кураев не раз сетовал, что его слушает и читает не его аудитория. И
теперь, конечно, есть почти полная уверенность, что настоящий фундаменталист
эту книжку читать не станет, а если и возьмет, то лишь для упражнения в
полемике с автором. В полемике с неясной степенью жесткости. А общий уровень
фундаментализма останется на прежнем уровне.
Пусть
даже так. Все-таки остается надежда, что эта книга пригодится хотя бы тем, кто
сам уже находится на выходе из «Африки фундаментализма».
Разговор
у нас пойдет не слишком общий. Как православный по вере, я начну с фундаментализма
православного. Затем затронем фундаментализм протестантский, который знаю по
опыту общения. Затем соотношение между фундаментализмом общехристианским и
миссионерством. скачать статью полностью |